"Беседа с историей: Пол Экман" Часть 2
|
01:24 |
Часть Вторая - О развитии науки
Итак, вернёмся к нашему разговору. Вы начали рассказывать о том, как стали психологом. Мы также узнали, что в армии Вы поняли всю ценность психологии как науки.
Я много практиковался в психотерапии. Но я не знал (поскольку никто не сказал мне этого), что Вам следует врать в резюме. А ведь это остаётся актуальным по сей день. Если Вы собираетесь поступать в Беркли, учиться по программе клинической психологии и получить высшее образование по специальности психотерапевта, то это наиболее доступный способ, чтобы выбросить деньги на ветер. 80% выпускников начинают заниматься психотерапией, притом, что все говорят им "Не делай этого. Уходи в исследования", потому что всем способным исследователям нужны помощники. В моём случае я написал в резюме "Я хочу заниматься частной психотерапией". И при этом мне отказали 23 из 24 школ, занимавшихся исследованиями. Единственной школе, которая выбрала меня, требовались практиканты. Я провёл эти исследования на отлично, но моё участие в них было минимальным. Так что, я вернулся в Институт имени Лэнгли Портера, изучил несколько новых методов и начал собственные исследования.
И с тех пор Вы начали изучать человеческое лицо. Я собрал некоторую информацию о Вас до интервью и выяснил, что двумя наиболее значимыми наставниками для Вас стали Дарвин и Силван Томкинс. Их исследования прекрасно дополняли друг друга. Томкинс ведь был психологом? Нет. На самом деле он был философом. Но свои исследования проводил в департаменте психологии. И Дарвин, и Томкинс внесли свой вклад в Вашу работу.
На самом деле, был ещё и третий, Душен де Болон, французский невролог, чьи исследования были опубликованы в 1862 году. Я потомок всех этих людей, и я осовременил их творчество.
Вначале, я не обращал внимания на лицо. Для меня это было слишком сложно, и я не знал, как интерпретировать наблюдения. Собственно говоря, никто не знал. Я как-то прочитал в одной газете об одном очень известном психологе, который провёл одно исследование касательно лица и остановился на этом.
Но Томкинс... Так случилось, что мы оба одновременно опубликовали свои статьи в одном и том же журнале, причём в одном и том же номере - я на тему телодвижений, он - мимики лица. Главный редактор тогда сказал ещё: "Ребята, да Вам просто необходимо встретиться". Так что, я решил, что должен познакомиться с Томкинсом. Он оказался очень интересной личностью: из него так и сыпались идеи, но он полностью игнорировал полевые исследования, потому что был теоретиком. Но ведь психология - это такая наука, которая не любит теоретиков. Томкинс показал мне несколько интересных подходов, которые в теории казались просто грандиозными. По странному стечению обстоятельств в это же время я получил грант (но отказался от него) от APRA, агентства, занимающегося исследовательскими проектами (APRA - The Advance Research Project Agency).
Леди Бёрд Джонсон. Фото из архива Пола Экмана DAPRA. Департамент защиты (A Defense Department agency). Да, DAPRA - это их новое название. Ах да, точно. До этого же и было APRA.
Итак, они предложили мне грант в 1966 году, чтобы провести базовое исследование касательно универсальных микровыражений, а также эмоций, специфичных для определённой культуры. Было очень много споров, но не было подтверждений. Сначала, они спросили у меня: "Почему Вы не хотите проводить исследования?" Я ответил: "Ведь я не антрополог. У меня нет никакого опыта". Но они, видимо, по каким-то своим причинам, предложили мне ещё больше денег. Сумма была просто огромной: я не смог бы столько потратить даже за 5 лет.
В своём исследовании я должен был связаться с неврологом из Национального Института Здоровья (National Institutes of Health), поскольку он занимался исследованием заболевания под названием "куру". Данное заболевание встречается у племён Новой Гвинеи. Этот невролог, Карлетон Гайдушек, затем получил Нобелевскую Премию. Куру - это заболевание, вызываемое вирусом, который затем смогли воссоздать в лабораторных условиях. Его инкубационный период составляет 10 лет. В то время, когда я с ним связался, он ещё не пришёл к данному открытию, но вовсю работал над этим. Одновременно с этим Карлетон был задействован в проекте "Культура Каменного Века" и участвовал в съёмках фильма.
Это был период славы для Института Здоровья, и Карлетон получил в распоряжение целую съёмочную бригаду. Я тогда подумал: "Это то, что мне нужно. Я могу извлечь из этого выгоду. Ведь эти племена ещё не попадали в сферу внимания масс-медиа, да и вообще не вступали в контакт с внешним миром. Если Маргарет Мид права...". Я разговаривал с Мид, поскольку она считала, что мимические выражения носят исключительно культурную специфику. Грегори Бэтсон думал точно также как и Мид.
Томкинс же был последователем Чарльза Дарвина. В то время я ещё не был знаком с творчеством Дарвина, поэтому всё узнал от Томкинса. В отличие от Мид, Силван верил, что все эмоции универсальны. Я подумал: "Великолепно. У него есть теория, у меня есть деньги. Эту возможность следовало бы реализовать". Культура Каменного Века была изолированной. Я поверил в слова Мид, поэтому просмотрел отснятый материал - Гайдушек дал мне копию фильма. Я потратил целый год на то, чтобы просмотреть все плёнки. И пришёл к выводу, что не увидел там ничего нового. Все эти эмоции я уже видел ранее.
Дарвин и Томкинс в итоге оказались правы. Оставался последний вопрос: как найти доказательства данной теории? В первую очередь, я вытащил из отснятого материала изображения лиц. Я привёл Томкинса к себе в лабораторию и показал ему только лица, а он сумел определить все эмоции. Более того, он даже сумел определить национальность, потому что те две культуры, которые я предложил ему были: одна - мирное племя, а вторая - агрессивное. И он сумел без замедлений заметить разницу. Я тогда спросил: "Откуда ты всё это берёшь?". А он подошёл к экрану и показал мне. Я подумал: "Я должен потратить время на изучение этого... но не только для того, чтобы найти доказательства теории". Я знал, что эти культуры вскоре исчезнут, и как раз одно из таких племён исчезло навсегда через два года после моего визита. Но в то же время я понимал, что необходимо развивать науку, чтобы остальные смогли оценить открытие Томкинса.
Мальчик племени Новой Гвинеи. И Вы изучали анатомию мышц лица?Фото из архива Пола Экмана
Главное достоинство данных племён заключалось в том, что они были полностью изолированы от внешнего мира, поэтому Вы не могли сказать себе: "О, у них ведь такие же микровыражения. Видимо, потому что они смотрят наши фильмы и читают наши журналы".
Они даже никогда не видели фотографа. В одном из этих племён, где я проводил исследования, в том, которое было мирным (агрессивное было слишком агрессивным, так что, я побоялся идти к ним), даже отсутствовала чистая вода. У них не было зеркал, поэтому они никогда не видели собственных лиц. В то время антропологи написали о манерах поведения человека, когда его фотографируют. Но для этих людей... Фотограф? Кто это? Это были специальные фотографы?
Этих фотографов я вместе с Томкинсом специально отбирал для данного исследования, чтобы они смогли подчеркнуть каждую эмоцию. Для меня было важно, чтобы они могли различать разные культуры. В первый год для них было всё равно, кого я им показываю. Для них это были лица и не более того.
Я сказал им, чтобы они придумывали истории: "Что происходило до? Что происходит сейчас? Что произойдёт позже?". Но рассказчики из них были плохие. Я даже записал небольшой фильм, как они рассказывают мне свои истории. Было очень забавно наблюдать за их лицами. Через год я показал им этот фильм и сказал: "И тут зашли друзья" - так мы на Западе называем эмоцию счастья. "Здесь Вы видите трёх фотографов. Покажите того, к которому зашли друзья". Они не должны были придумывать истории и не должны были что-то говорить. Только указать на изображение. А потом я спросил у них: "А теперь изобразите, как бы выглядело ваше лицо, если бы к вам пришли друзья". Таким образом, я использовал две техники - попросил рассказать историю, а затем определить эмоцию по фотографии.
Позже я взял ту плёнку, которую мне дал Карлетон, и показал её студентам из Сан-Франциско. Если бы Мид была права, то они не смогли бы различить эмоции. Но, естественно, мы получили точно такие же результаты, как и в том случае, когда показали студентам фотографии западных народов. Так что, это стало более чем весомым доказательством.
Но с другой стороны, знаковые жесты, вроде жеста "О'кей", они носят исключительно культурный характер. Такие жесты являются языком тела и различаются у разных народов и культур. Так что, мы можем с уверенностью сказать, что знаковые жесты - это культурная особенность. Но при этом набор мимики для семи основных эмоций является универсальным.
Позже в своих исследованиях и в своей книге Вы сделали утверждение, что универсальные микровыражения не просто универсальны, они являются врождёнными. И мужчины, и женщины демонстрируют их идентично. Если я не ошибаюсь, то Вы назвали их "основами". И при этом каждая такая "основа" имеет свои культурные вариации. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом.
Давайте я немного вернусь назад. Выражение само по себе: я потратил много времени, пытаясь выяснить культурную специфику мимических выражений. Но я не смог. Эти культурные особенности, они словно вспышки, которые уже, на самом деле, остались в истории, и Вы их уже не заметите. Когда я рос, эти "вспышки" были своеобразным умышленным сговором. Это было словно "Но я не это имел ввиду". И оно же было частью флирта. Теперь уже никто не флиртует таким образом, в смысле, с использованием этих "вспышек". Современное поколение подумает, что Вы просто сошли с ума.
Но не только лицо может демонстрировать эмоции. Также существует и определённый набор жестов. Вы сможете выразить эмоцию руками, но Вы не всегда сможете сделать то же самое с помощью мимики.
Но если остановиться именно на эмоциях, мне пока что не удалось найти эмоцию, которая не была бы универсальной. Тем не менее, существует два момента, связанных с культурными особенностями. Первый определяется тем, как мы управляем нашими эмоциями. Я называю это "Правила демонстрации". Я провёл исследование в Японии, чтобы показать, что в личной жизни мы показываем определённые эмоции одинаково, но в Японии в присутствии авторитетного человека люди используют множество масок. Студенты из Беркли, которых я выбрал в качестве контрольной группы, не продемонстрировали никаких различий.
Второй момент связан с "вариациями", о которых ты спросил. Но что следует за эмоцией? Тут Вам необходимо различать "основу" и "вариацию". "Основы" универсальны. Скажем, если бы это кресло, в котором я сижу, неожиданно сломалось, то ты бы заметил эмоцию страха у меня на лице. И ты бы увидел точно такое же проявление страха у любого человека, который бы неожиданно потерял гравитацию. И точно такое же у человека, на которого надвигается угроза, чтобы причинить вред. Ты не сможешь избежать движения назад, от данной угрозы. И ты заметишь, как губы вытянутся в горизонтальную линию. Это и есть "основа".
Но "вариации" в большинстве случаев имеют свои культурные особенности. Например, моя жена боится мышей, а я нет. Я боюсь высоты, а она не боится. Так что, тут мы наблюдаем не только культурную особенность, но и различия в рамках одной культуры, но при этом все эти "вариации" и различия держатся на одной биологической "основе". И эта "основа" - страх. При желании мы вполне можем преуменьшить проявление "основ" и "вариаций". Например, когда я читаю статью в газете, которая вызывает у меня чувство недовольства, историю о... что же может разозлить меня? Была такая статья о руководителе школы в Сан-Франциско, который воровал бюджетные средства. Вот это меня разозлило. Итак, я не знаю этого человека, я ни разу его не видел, я лишь прочитал о нём статью. Происходит некий символический процесс: я обращаюсь к основам морали. С другой стороны, существуют культуры, где никто не разозлиться на вас за такое поведение. Даже наоборот, вас посчитают дураком, если вы не станете воровать деньги. Если вы работаете в правительстве, то для вас это является нормой поведения. Но не для других. То есть в данном случае я могу уйти от "основы" (злоба) и преобразовать её в эмоциональную "вариацию" (дистанционная злоба, связанная с моралью). Наиболее сильные "вариации", которые, зачастую, неизбежны, закладываются в нас ещё в детстве.
Я написал об этом в своей книге: данные "вариации" проявляются повторно (хотя стоит отметить, что это не абсолютное утверждение, но всё же наводит на размышления), если когда-либо ранее в жизни они сопровождались эмоциональным выплеском. Если такое произошло однажды, вы не сможете просто стереть данную "вариацию", она останется с вами. Также в моей книге две главы посвящены самоконтролю в особо эмоциональных ситуациях. Если уровень эмоций переходит определённый рубеж, то самоконтроль уже невозможен. Мы можем ослабить "вариацию", но мы не можем исключить её полностью, и она будет проявляться снова и снова в определённых ситуациях - вы не выспались, у вас стресс и так далее.
Попрошу Вас немного вернуться назад и рассказать об интересной части Ваших исследований, том моменте, когда Вы восприняли себя как открывателя. Я говорю про фиксирование карты лица. Расскажите немного об этом и о своей программе FACS, Facial Action Coding System (дословно - Система Кодирования Мимических Выражений).
Всё началось с того, что Томкинс рассказал мне о том, как он различает эмоции, и я подумал, что мне стоило бы создать некую программу. Если бы я только мог тогда предположить, что это займёт у меня 8 лет (и ведь, действительно, я потратил 8 лет, занимаясь исключительно данной программой, да ещё и с командой помощников - Уолли Фризеном и группой студентов)... 8 лет... Это очень длительный период, если концентрируешься только на одной задаче. Если бы затея провалилась, если бы программа была ненадёжной, это бы означало завершение всех моих исследований. Все тогда говорили мне, что надо быть крепким орешком, чтобы решиться на такое.
Проблема заключается в том, что если вы хотите зафиксировать, какие мимические выражения соответствуют определённой эмоции, вы не можете дать описание в терминах данной эмоции. Это описание должно быть вне эмоции, но при этом подробнейшим образом её характеризовать. Вы должны описывать все проявления как можно точнее, и тогда Вы сможете найти идентичность, например: вы можете описать различные проявления недовольства в одних и тех же терминах? Единственный ответ на данный вопрос кроется в том, что Вам необходимо зафиксировать абсолютно все, даже мельчайшие, мимические выражения и микровыражения. И тогда вы поймёте, что эти проявления фактически являются одним и тем же. Собственно говоря, именно этим я и занимался 8 лет. Код данного выражения - U59365-8. Фото из архива Пола Экмана
Более того, я изучал, как эти мышцы сокращаются при проявлении определённых эмоций. Понятно.
Итак, при проявлении определённой эмоции, мы задействуем мышцы лица. Но, что для патологоанатома будет одной мышцей, для меня, как исследователя, будет двумя мышцами с функциональной и неврологической точек зрения. Всё это я узнал от французского невролога Душена де Болона, который опубликовался ещё в 1862 году. Кстати, Дарвин тоже цитировал его в своих работах. Книга Душена была запрещена к печати более чем 100 лет, но у меня есть копия, одна из 8 раритетных копий, и она хранится теперь в коллекции редких книг в медицинской школе. Один из моих помощников, Харри Остер, великолепно владел французским, поэтому я смог использовать наработки Душена в своей деятельности. Он начал с комбинации 2 мышц, а я в итоге довёл это число до 6 мышц в рамках одного набора. В итоге, мне удалось получить около 10000 различных таких наборов.
Система, которая была впервые показана в 1978 году, а затем переиздана в 2002, называется Facial Action Coding System. В мире около 500 человек смогли изучить эту систему досконально. Система направлена на самообучение владельца, то есть все особенности вы узнаете не от меня, а от данной программы. Её можно использовать, наблюдая за взрослыми и детьми, чтобы оценить успех рекламной кампании или влияние наркотиков на эмоциональное состояние. В общем, в любой ситуации, когда вы хотите измерить, что же вам говорит лицо наблюдаемого.
Система очень медленная и очень скучная. В настоящее время две команды компьютерных гениев, одна в Университете Питтсбурга (возглавляет команду Джефф Кон), а другая в Сан-Диего (под руководством Терри Синовски и Марни Бартлетт), пытаются автоматизировать мою программу. Возможно, лет через пять это будет полностью автоматизированная система, и как сейчас я смотрю на выражение вашего лица во время разговора, точно также камера будет смотреть на лицо человека и анализировать мельчайшие изменения, шаг за шагом. продолжение следует...
Перевод: Simon_Says
|
|
Источник | Просмотров: 4107 | Добавил: Simon_Says |
Копирование материалов без активной гиперссылки на Lie2Me.ru запрещено! |
||||||||
|
||||||||
Всего комментариев: 12 | 1 2 » | |||||||
|
||||||||
1-10 11-11 | ||||||||
Меню сайта |
---|
Форма входа |
---|
Анонс |
||||
---|---|---|---|---|
|
Разделы новостей |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
|
Мини-чат |
---|
В чате запрещены спойлеры и ссылки на другие сайты
|