"Беседа с историей: Пол Экман" Часть 3
|
16:10 |
Часть Третья - Содержание исследований Вы можете читать моё лицо на предмет содержания эмоций, пока я беру у Вас интервью? Да, я могу определять твои эмоции. Но специфика данного процесса заключается в том, что эмоция не рассказывает вам о своей первопричине. Если я смогу определить злобу на твоём лице, я не смогу понять, злишься ли ты на меня, потому что я много разговариваю, или же ты злишься сам на себя, потому что не доработал на шоу, или вспомнил вчерашнюю ссору с женой. Всё, что я знаю - это то, что эмоция проявилась. А затем я сам должен узнать, почему она проявилась. И тут я уже должен задавать дополнительные вопросы. Но, чтобы получить необходимую информацию, я должен действовать очень тонко и аккуратно. Так что, если я увидел злобу на твоём лице, вместо того, чтобы спросить у тебя "Почему ты злишься?" (что приведёт к негативному ответу; когда вы, допустим, спорите со своей женой, если вы спросите "Почему ты злишься?", это приведёт к реальному проявлению злобы, и вы получите ещё больше негативных эмоций в свой адрес), мне стоит спросить "Есть ли что-нибудь ещё, о чём мне следует знать?" или "Тебя что-то беспокоит?". Потому что только твой собеседник решает, поделиться ему с тобой информацией или нет. Это не моя прерогатива, но вот если бы я мог это как-то доказать... Именно таким образом протекает процесс работы медсестёр с пациентами. Для многих людей, занятых в медицинской сфере, крайне необходимо знать состояние пациента, потому что любое проявление эмоций, связанных с заболеванием - стыд, вина, раздражение, страх - приводит к потере времени, и врач не знает, стоит ли начинать лечение или же искать альтернативные варианты. Так что, очень важно знать, как читать эмоции. Ситуация с медициной, как мне кажется, является одним из тех случаев, когда вы имеете полное право на вторжение в личную жизнь. Если доктор или медсестра полностью осмотрят вас, они смогут с уверенностью сказать "Я чувствую, что Вы сейчас чего-то сильно боитесь, и для меня было бы важно узнать, чего именно". Вы можете определить первопричину, и вы должны это сделать. Вам только следует научиться, каким образом придти к этому. Однажды оказавшись в ситуации "доктор-пациент" или "медсестра-пациент" вы получаете полное право на вторжение в личную жизнь. Но, скажем, в семье у вас такого права нет. А при судебном допросе вообще не стоит сильно распространяться касательно личной жизни. Но всё равно эмоция никогда сама не расскажет вам о своей первопричине. В противном случае, вы можете совершить "ошибку Отелло". Отелло убил Дездемону, потому что подумал, что проявление страха непременно означает измену. Но страх - это страх. И вы сами должны определить, что это за страх. Понимаю, что это разочарует вас, но ошибка людей заключается в том, что они обычно думают в следующей манере: "Я вижу, ты боишься. Значит, ты это сделал". Нет, это вовсе не так. Это лишь означает, что этот человек боится. Вопрос, который пришёл мне в голову связан с тем, что Вы сказали (я попробую свести всё в единую мысль), что лицо является важным элементом эмоциональной системы. Выражение лица ассоциируется с эмоциями, и мы можем многое узнать о нас самих и об окружающих через понимание данных выражений. Когда я готовился к этому интервью, мне вспомнилась одна из моих самых любимых цитат из библии: "Когда я был ребёнком, я разговаривал как ребёнок, я воспринимал всё как ребёнок, но когда я вырос, я выбросил всё это ребячество из головы. Сейчас мы видим всё словно через солнцезащитные очки, но тогда это было лицом к лицу". Я воспринимаю данную фразу в том значении, что понимание может быть достигнуто только при взаимодействии лицом к лицу. Возвращаясь к Фрэйду, возникает ощущение, что когда Вы буквально открыли лицо, Вы показали нам мир, который мы почему-то избегали. Но почему мы это делали? Это связано с развитием цивилизации? Или же мы всё это время отрабатывали навыки скрывать истинные чувства от людей, тренировались врать, и мы не хотели открыть глаза на те вещи, которыми Вы сейчас привлекли наше внимание? Думаю, мне проще ответить на всё "Да". Конечно, в детстве это не так заметно, хотя лет с семи-восьми, вы начинаете обращать внимание на попытки окружающих скрыть от вас правду. Это немного другая сфера (хотя и смежная в прикладном смысле), где рассматривается поведение человека в целом: лицо, тело, голос, содержание речи - а не только лицо, когда люди стараются умышленно ввести друг друга в заблуждение. Данная сфера тесно связана с таким социальным понятием как "вежливость". Например, вы говорите хозяину вечера, что всё прошло великолепно, несмотря на то, что публика была тусклой и скучной, а еда - отвратительной. Вы делаете это исключительно из вежливости. Вы говорите своей тёте "Спасибо, за этот чудесный галстук", хотя уже готовы выбросить его. Это и есть понятие "вежливость". Я не рассматриваю данные случаи как ложь. Вежливость является формой обмана, но не лжи, потому что ставки в этом случае не так велики, и последствия не так плачевны. Меня очень заинтересовали случаи лжи, где всё ставится на кон. Я начал с исследований поведения пациентов с суицидальными наклонностями, которые хотели непременно выйти из лечебницы и вернуться к нормальной жизни. Сейчас я работаю с проблемами криминального мира, терроризма и политики, то есть, опять же, и здесь ставки велики как нигде. Проще говоря, если отбросить все эти сложные случаи, большинство из нас, кто имеет высшее образование (тем более ещё и учёную степень), уделяет много внимания словам. Шифрование слов и их дешифровка являются очень трудоёмкими процессами. Это совсем не просто, и это занимает значительную область нашего внимания, поэтому мы склонны пропускать ту информацию, которая написана на лицах окружающих. В своих исследованиях я сумел найти доказательства данной закономерности. Это вполне естественно для культурных слоёв населения, хотя и не так развито, как могло бы. Второй момент заключается в том, что большинство из нас знают "правила демонстрации", поэтому мы часто непреднамеренно корректируем свои выражения. Я вспоминаю роман, который мне довелось прочитать в юности, по-моему, он назывался "Житель Вирджинии". "Убери эту ухмылку со своего лица, иначе я пристрелю тебя" - мне очень запомнился этот момент. И ещё: "Не смотри так на своего отца". Вас учат не смотреть со злобой на своих родителей, поэтому вы просто этого не умеете. В конце концов, если вы захотите показать родителям, что рассержены, у вас это не получится (учитывайте специфику американской культуры - то, что типично для них, не всегда типично для нас, поэтому Вы вполне можете заявить, что у вас случались открытые приступы гнева на родителей; всё это связано с теми самыми "правилами демонстрации" - прим. переводчика). Таким образом, мы развиваем наши навыки управления выражениями, что в результате проявляется в различных вариациях сокрытия правды. Итак, мы дошли до самого главного: наши исследования показали, что данные попытки скрыть правду можно заметить, но подавляющему большинству людей придётся для этого обучаться. Мы разработали программу, которая, к моему большому удивлению, может менее чем за час обучить человека определять случаи проявления лжи. Но без такого обучения большинство людей... да почти все, включая офицеров полиции и агентов ФБР, будут пропускать их мимо внимания. Вы сейчас говорите о "микровыражениях"? Да, именно о них. Когда мы пытаемся скрыть сильную эмоцию, происходит следующее: в одном случае, мы сокращаем время проявления эмоции, и она превращается в микровыражение продолжительностью приблизительно 1/25 секунды. Большинство людей такую эмоцию не заметит. С другой стороны, мы можем преуменьшить саму эмоцию, и в таком случае она станет слабовыраженной эмоцией. Всему этому также можно научиться из программы. Гораздо тяжелее идентифицировать сложные (составные) эмоции. Если я изображу удовольствие, его можно будет заметить, но эмоция будет составной, и вы не сможете определить, реальна она или наиграна. Большинство людей не смогут этого сделать. Я могу рассказать вам как, но это может разрушить вашу жизнь, потому что в таком случае вы будет узнавать, когда люди действительно счастливы, а когда нет. Сейчас вам стоит притормозить, словно перед всплывающим окном в Интернете "Вы действительно хотите продолжить?". Возможно, аудитория не захочет слушать далее, потому что это раскроет всю правду. Что в данном случае лучше: знание или незнание? Профессор Ирвин Гоффман, известный социолог, умер совсем молодым. Он считал, что важнее не то, что люди чувствую на самом деле, а то, что они хотят вам показать. Так оно и происходит во многих ситуациях, но не во всех. Бывают моменты, когда вам крайне необходимо знать, что люди действительно чувствуют, а также было ли сказанное правдой или ложью. Так что, я могу сказать вам, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Конечно же, это не разрушит вашу личную жизнь, по той простой причине, что вам потребуется немного попрактиковаться. Одним из ключевых моментов в обучении данному мастерству является то, что вам необходимо чётко различать понятия "знания" и "навыки". Если вы прочитаете книгу о том, как играть в теннис, у вас будет определённый багаж знаний, и вы сможете следить за игрой. Но, конечно же, вы не сможете благодаря этому правильно бить по мячу. Вам придётся развивать свои навыки и нарабатывать мастерство. Но при этом и мастерство само по себе ничего не стоит, если у вас нет сопутствующих знаний. Так что, вам необходимы оба этих компонента. Я могу дать знания, но затем вам понадобится тренировка. Хорошо, дайте мне эти знания. В данном процессе главным образом задействованы 2 пары мышц. Первая - это пара больших скуловых мышц (zygomaticus major), которые приподнимают уголки рта. В нашей системе этот элемент носит название "Активатор 12". Вторую пару мышц, участвующих в процессе, очень тяжело задействовать умышленно. Душен де Болон условно охарактеризовал её так: "отсутствие проявления раскрывает лживого друга". Кстати, его книга была переведена на английский язык. Мне нравится говорить своим французским коллегам: "Ребята, можете почитать книжку на английском. На французском языке она, к сожалению, недоступна".
Большие скуловые мышцы (zygomaticus major): слева - анатомическое расположение, справа - действие мышц Так вот, вторая пара мышц называется круговые мышцы глаз (orbicularis oculi pars lateralis). Я называю их просто "Номер 6", потому что тяжело оперировать латинскими названиями. И если данные мышцы были задействованы, то при их расслаблении вы заметите, как приподнимутся щёки и опустится кожа над верхними веками. Если вы сосредоточите своё внимание только на скуловых мышцах и щёках, то для полной картины этого будет недостаточно. Вам необходимо наблюдать за областью вокруг глаз, а именно за кожей над верхними веками, потому что изменения там происходят еле заметные.
Круговые мышцы глаз (orbicularis oculi pars lateralis): слева - анатомическое расположение, справа - действие мышц С точки зрения Дарвина, если бы для особей нашего вида было крайне необходимо знать, когда люди на самом деле испытывают наслаждение, то это выражение проявлялось бы более отчётливо. Но происходит всё иначе, потому что для выживания данное выражение ценности не имеет. Поэтому его и тяжело идентифицировать. Мы вполне можем научить людей, как это делать, но вот сам процесс определения достаточно сложен. В большинстве случаев люди не смогут заметить данное выражение, даже после обучения, а большинство людей и не захочет. Они будут знать наверняка лишь то, что кто-то хорошо себя чувствует, не зависимо от того, является это правдой или ложью.
Доктор Экман показывает принцип действия мышц: А – действие больших скуловых мышц B – расположение круговых мышц глаз С – действие круговых мышц глаз D – обратите внимание на эту зону над верхними веками Первое, что приходит в голову после услышанного, это то, что люди, живущие в современном обществе, получают ограниченный объём информации извне. Вот для этого и существуют тренировки. Процесс роста и развития человека включает в себя своеобразные тренировки того, что не следует делать: сначала ваши родители не хотят, чтобы вы увидели определённые вещи; затем учителя часто бывают жёсткими и непоколебимыми; в высшей школе делают акцент на ценности всего остального. Поэтому мы достаточно разборчивы, и мы можем позволить себе расширить свои познания, обратив внимание на лицо и голос. Это двойная система. Голос не менее важен, чем лицо. Но пока что я не занимался углублёнными исследованиями голоса. Наши знания касательно голоса сейчас находятся на том же уровне, на каком находились знания о лице 30 лет назад. Возможно, чуть лучше, но не намного. Пока что не существует тренировочных программ для голоса, сравнимых с программами для лица. Но при этом голос всегда привлекает ваше внимание, если вы находитесь вне комнаты. Только подумайте о бедных попечителях. Подумайте о матери. Она должна постоянно присматривать за своим чадо, но не делает этого, потому что, если ребёнок окажется в беде, он начнёт плакать, и она это услышит. Однако вы можете перестать разговаривать, и тогда никто ничего не будет знать. Своеобразного "прерывателя" для лица не существует. Лицо всегда на своём месте, оно всегда на виду. И оно безмолвно.
продолжение следует...
Перевод: Simon_Says
|
|
Источник | Просмотров: 3635 | Добавил: Simon_Says |
Копирование материалов без активной гиперссылки на Lie2Me.ru запрещено! |
||||
|
||||
Всего комментариев: 10 | ||||
|
||||
Меню сайта |
---|
Форма входа |
---|
Анонс |
||||
---|---|---|---|---|
|
Разделы новостей |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 15
Гостей: 13
Пользователей: 2
STALKER4732, Valushka
|
Мини-чат |
---|
В чате запрещены спойлеры и ссылки на другие сайты
|